Автор и основной преподаватель программы: член-корр. МАПН, д.пс.н.
Михаил Бурняшев.
Ведущие программы: российские тренеры, имеющие международное признание в области системно-феноменологической психотерапии (консультирования) и семейных расстановок.
Программа и формат курса:- Восемь трехдневных семинаров (24 дня по 8 ак.ч. в день, 192 ак.ч.) для обучения теории, методу, техникам и приобретения личного опыта под руководством тренеров и тренеров-супервизоров СР.
- 128 ак.ч. работы в группах практики под руководством мастера или тренера СР для отработки техник и личных навыков ведения семейной расстановки, и работы в качестве клиентов с собственными семейными запросами и темами. (Двухдневные группы по 8 ак.часов в день, либо трехдневные группы по 5,5 ак.часов день)
- Пять дней супервизии (очная супервизия) (по 8 ак.часов в день, 40 ак.ч.) в группе под руководством супервизоров СР, для проведения двух самостоятельных работ с клиентом и выявления «слепых пятен» в работе специалиста.
- Пять дней итоговой сертификации (очная супервизия) (по 8 ак.часов в день, 40 ак.ч.) в группе под руководством супервизоров СР
- Участие в Конференции ИКСР (24 ак.ч). Для региональных участников возможно участие онлайн.
- Работа в интервизорских группах (40 ак.часов самостоятельной работы студентов) в которые входят: 4 дополнительные клиентские работы по рекомендованным темам, 4 самостоятельные работы в качестве терапевта, 8 работ в качестве наблюдателя или заместителя и описание клиентских и самостоятельных работ по установленной форме (внизу страницы).
- Групповая терапия (ассистирование на клиентских группах у преподавателей ИКСР, для потоков, где предусмотрена групповая терапия) — 11 дней по 8 ак.часов (всего 88 ак.часов).
- Две двухдневки или одна четырехдневка для выполнения самостоятельных работ слушателем в качестве терапевта (32 ак.ч) с 01.01.2024 г.
Общая продолжительность программы – два года: 464 ак. ч. на потоках, где не предусмотрена групповая терапия, или 552 ак.ч. на учебных потоках с групповой терапией.
С 01.01.2024 г. 496 ак. ч. на потоках, где не предусмотрена групповая терапия, или 584 ак.ч. на учебных потоках с групповой терапией.
После выполнения всех требований программы участники сертифицируются как специалисты семейной расстановки с внесением в
список сертифицированных семейных расстановщиков и получают право безвозмездно использовать в своей профессиональной деятельности названия Расстановка®, при соблюдении ими этических и профессиональных норм.
Модуль 1. ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ И КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННЫХ РАССТАНОВОК®. Теория и практика. Основные этапы клиент-центрированной расстановки. Системное интервью с клиентом. (40 ак.ч.)Содержание тем модуля:
1. Истоки и история клиент-центрированных расстановок, как инструмента семейной терапии.
2. Основа — сценическая работа и работа с образами.
3. Современные направления системных расстановок.
4. Основные психотерапевтические направления, идеи, концепции и техники, которые использованы в клиент-центрированных семейных расстановках (КСР).
5. Основные понятия и элементы, используемые в семейной терапии с использованием клиент-центрированных семейных расстановок (КСР)
6. Схема отражения информации из внешнего мира в личной и коллективной памяти человека
7. Упрощенная модель сознания человека
8. Системы конденсированного опыта (СКО) человека в социальных системах
9. Связи в социальных (семейных) системах и их основные виды.
10. С какими социальными системами работают клиент-центрированные семейные расстановки.
11. Как мы функционируем в жизни и что мы видим в клиент-центрированных расстановках.
12. Связи между внешним и внутренним миром (бессознательным) человека.
13. Пример связи между человеком, его нынешней ролью и двумя предыдущими ролями.
14. Связи действующие между человеком и слоями его памяти и бессознательная реконструкция моделей прошлых семей клиента в его настоящей семье.
15. Упрощенная модель личности в системной работе с бессознательным (СРБ)
16. Слои человеческой памяти (бессознательного).
17. Пространства клиент-центрированной семейной расстановки и взаимосвязи между ними.
18. Связи, действующие в клиент-центрированной семейной расстановке
19. Главные отличия клиент-центрированных расстановок (КЦР) от системных расстановок (СР).
20. Элементы и понятия, используемые в системной семейной расстановке (ССР).
21. Информация от заместителей.
22. Правила для заместителей.
23. Ритуалы выхода из роли.
24. Расстановка возврата ролей.
25. Системные принципы, работающие в семейных и родовых системах.
26. Что такое решение.
27. Признаки решения.
28. Основные этапы работы в Клиент-центрированной Семейной Расстановке (КСР).
29. Основные этапы работы в КСР. ЭТАП 1.
А) Расстановочное интервью.
Упражнение: Расстановочное интервью.
Б) Прояснение запроса клиента.
В) Прояснение поручения для терапевта.
30. Классификация видов клиентов в клиент-центрированной семейной терапии
Упражнения.
Модуль 2. ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ И КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННОЙ СЕМЕЙНОЙ РАССТАНОВКИ®. Основные этапы клиент-центрированной семейной расстановки. Сценическая работа с образами. (40 ак.ч.)Содержание тем модуля:1. Основные этапы работы в КСР. ЭТАП 2. Расстановка первичного образа.
2. ФАКТЫ И ФЕНОМЕНЫ. На что нужно обратить внимание при работе с первичным образом расстановки.
Упражнение: ФАКТЫ И ФЕНОМЕНЫ. Работа с первичным образом расстановки.
3. Циркулярный опрос заместителей.
Упражнение: Циркулярный опрос заместителей в семейной расстановке.
4. Основные этапы работы в КСР. ЭТАП 3. Исследование систем клиента и поиск решения.
5. Основные техники используемые в клиент-центрированной расстановке.
6. Базовый идеальный образ системы родительской семьи в клиент-центрированных семейных расстановках (КСР).
Упражнение: Перестановки, базовый образ и временной порядок в родительской семье в терапевтической группе.
7. Возможные ресурсные позиции детей по отношению к родительским фигурам в клиент-центрированных семейных расстановках (КСР).
8. Механизм СМЕЩЕНИЯ РОЛИ (Перенос), принадлежащей другому человеку из предыдущей семейной системы Матери на Ребенка.
9. Механизм (активного) ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ Ребенка с ролью (позицией), принадлежащей другому человеку в отношениях с Матерью
Упражнение: Разделение контекстов. Часть 1. Смещенные роли.
Упражнение: Разделение контекстов. Часть 2. Переплетение с другой позицией.
10. Порядок работы со смещениями и переплетениями в клиент-центрированной расстановке.
11. На что важно обращать внимание терапевту (консультанту) при работе с первичным образом клиента в клиент-центрированной расстановке.
12. Основные позиции терапевта (консультанта) в клиент-центрированной расстановке.
13. Основные этапы работы в КСР. Этап 4. Завершение клиент-центрированной семейной расстановки
14. Расстановка возврата ролей.
Модуль 3. Родительская семья, как система. Отношения родителей и детей с позиции ребенка. (40 ак.ч.)Содержание тем модуля:
1. Кто принадлежит к родительской семье (РС).
2. Родительская семья, как система. Иерархические уровни в родительской семье.
3. Базовые образы и хорошие места в клиент-центрированных семейных расстановках (КСР) при работе с родителями и детьми.
4. Родительская семья, как система. Правила (порядки) действующие в РС
Упражнение: Расставить образ родительской семьи и посмотреть, как система самоорганизуется.
5. Возможные ресурсные позиции детей по отношению к родительским фигурам в клиент-центрированных семейных расстановках (КСР).
6. Механизм (активного) ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ Ребенка с ролью (позицией), принадлежащей другому человеку в отношениях с Матерью.
7. Переплетение и его возможные степени.
8. Принятие собственной жизни, родителей, семьи, рода.
Упражнение: Молитва на заре жизни.
9. Базовые движения ребенка относительно матери или фигуры, выполняющей ее функцию.
Упражнение: Поток любви от матери (отца) к ребенку
10. Ситуации проводящие к прерыванию движения любви к матери (отцу).
11. Принципы восстановления прерванного движения любви ребенка к матери (отцу).
Упражнение: Движение к матери (отцу)
12. Основные системные динамики, возникающие между родителями и детьми.
Модуль 4. Развитие и рост в родительской семье. Ребенок-Подросток-Девушка (Юноша). Как мы становимся мужчинами и женщинами. Свободно выбранные союзы. (40 ак.ч.)Содержание тем модуля:Упражнение.К кому из родителей я ближе? На каком месте? Почему так произошло?
Упражнение: Исследовать позиции рядом с родителями.
1. Возможные позиции рядом с родителями
2. Основные позиции взросления для девочек относительно матери и отца или замещающих их фигур.
3. Основные позиции взросления для мальчиков относительно матери и отца или замещающих их фигур
Упражнение: Движение к отцу.
3. Мужское и Женское, как полярности человеческой сексуальности.
Упражнение: Движение к месту собственной сексуальной идентичности.
4. Динамики движение при позитивном комплексе Электры и при позитивном Эдиповом комплексе.
5. Сексуальность.
Упражнение: Обновление Мужского и Женского.
Упражнение: Поклон перед родителями, за спиной которых стоит жизнь.
6. Свободно выбранные союзы.
Модуль 5. Мужчина и женщина. Отношения в паре. Как пара становится семьей. Нынешняя семья и наши дети. Завершение отношений в паре. (40 ак.ч.)Содержание тем модуля:
1. Схема партнерства и областей, оказывающих влияние на партнерство.
2. ПРЕДПОСЫЛКИ (ПРАВИЛА) ДЛИТЕЛЬНОГО И СЧАСТЛИВОГО ПАРТНЕРСТВА.
3. КОГДА ПАРА ИЗ СВОБОДНО ВЫБРАННОГО СОЮЗА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В СЕМЬЮ.
Упражнение: Я, мой муж (жена) и наши другие возможные роли в нашей паре.
Упражнение: Я и мой идеальный партнер(ша).
Упражнение: Я и мой идеальный партнер(ша).
4. ИЕРАРХИЯ СИСТЕМ, ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО К РАЗНЫМ СИСТЕМАМ.
Упражнение: Я, партнер(ша), Наши родители, Род.
Упражнение: Я, Партнер(ша) и Наша цель.
Упражнение: Танец Пары.
5. Завершение Партнерской связи.
Упражнение: Завершение партнерской связи.
6. Принципы системного уравновешивания.
Модуль 6. Родовая система, связи, динамики и отношения в роду. (40 ак.ч.)Содержание тем модуля:
1. Кто принадлежит к родовой системе.
2. Родовая система – предки и передача энергии (ресурсов и отягощений) от старших младшим.
Упражнение: Установить связь с неизвестным (незнакомым) мне членом рода.
3. Порядки, действующие на уровне родовой системы.
Упражнение: Исследование индивидуальных переплетений в родовой системе.
Упражнение: Исследование индивидуальных переплетений в родительской семье родителей.
4. На что важно обращать внимание при работе с позициями в родовой системе.
Упражнение: Исследование ресурсов и отягощений в отцовской и материнской части родовой системы
Упражнение: Принять исключенного члена рода и ресурсы с ним связанные.
Упражнение: Проверить есть ли в родовой системе нужные мне ресурсы и принять их.
5. Ряд предков (прямые женские и мужские линии).
Модуль 7. ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ. Цикл жизни-смерти. Процесс умирания. Умершие и их влияние на отношения. Динамика Агрессор-Жертва. Квадрат ЖАСС. (40 ак.ч.)Содержание тем модуля:1. Цикл Жизни-Смерти.
2. Мета-сценарии и мета-роли для души.
3. Упрощенная универсальная схема мироздания.
4. Посмертные пути Души.
Упражнение: Есть ли у меня незавершенные отношения с умершими.
5. Основные динамики, возникающие в семьях при работе с умирающими и душами умерших.
Упражнение: Ритуал прощания с умершим.
6. Основные динамики, возникающие в следствии аборта ребенка в паре и семье.
7. Принятие абортированного(ых) ребенка (детей). Этапы работы.
Упражнение: Принятие абортированного(ых) ребенка (детей).
Упражнение: Жизнь и Смерть.
8. Агрессоры и Жертвы.
9. Квадрат ЖАСС (Жертва-Агрессор-Спасатель-Свидетель).
10. Принципы системного уравновешивания.
Блок интервизииДля формирования профессиональных компетенций слушателей в программу обучения включена работа в интервизорских группах в которую входят: 4 дополнительные клиентские работы по рекомендованным темам, список тем приведен ниже, 4 самостоятельные работы в качестве терапевта, 8 работ в качестве наблюдателя и описание этих работ по установленной форме (форма дневника приведена ниже). Дневники должны быть присланы руководителю программы в электронном виде, в формате Word, не позднее первого дня 8 модуля.
Модуль 8. Скрытые, симптомные, супервизионные расстановки, специальные форматы и области работы с расстановкой. Терапевт, его семья и терапевтический стиль. (40 ак.ч.)Содержание тем модуля:
1. Виды скрытых расстановок.
Упражнение: Скрытая расстановка, в формате скрытые заместители.
2. Симптомы – указатели проблемных областей в роду.
Упражнение: Я, мой симптом, послание от симптома.
Упражнение: Прослеживание симптома в родовой системе.
3. Расстановка Проблемы-Решения
4. Расстановка Движения к цели
Упражнение: Сжатая расстановка Проблемы-Решения.
6. Супервизионные расстановки.
7. Основные модели супервизионных расстановок.
8. Я – Расстановочная работа – Мои Клиенты и Мой Род.
Вопросы для самоконтроля:
1. При каких условиях возможно использование формата сжатых расстановок?
2. Какие виды скрытых расстановок вы знаете?
3. Что такое свободные элементы в системных расстановках?
4. Что такое гомеостаз и морфогенез?
5. Как отличить в семейной расстановке движения гомеостаза от движений морфогенеза?
6. Могут ли семейные динамики из семьи консультанта оказывать влияние на его работу с клиентом?
7. Могут ли семейные динамики оказать влияние, на выбор человека заниматься консультационной деятельностью?
8. Какие основные модели супервизии в системных расстановках вы знаете?
Модуль демонстрации самостоятельных работ слушателями программы (32 ак.ч.)Две двухдневки (после 5 модуля и после 6 модуля) или одна четырехдневка (после 6 модуля).
Слушатели отрабатывают и закрепляют практические умения и навыки, полученные на программе. Сдается две самостоятельные работы в качестве терапевта.
Реализация системных, расстановочных принципов в различных контекстах и в повседневной работе слушателей обучения.
Работа с терапевтическим стилем системного терапевта.
Модуль Очная супервизия и итоговая аттестация. (80 ак.ч.)Демонстрация самостоятельных работ слушателями программы в качестве терапевта и супервизия их работы преподавателями-супервизорами.
Работа с терапевтическим стилем системного терапевта.
Очная супервизия в группе предполагает демонстрацию слушателем программы обучения «Системная терапия и клиент-центрированные расстановки» приобретенных им умений и навыков практической работы с клиентом с использованием основных приемов и техник системного консультирования и самостоятельного ведения семейной расстановки с целью:
· Определение уровня владения слушателем программы основными приемами и техниками Системной терапии и клиент-центрированных расстановок.
· Выявление возможных затруднений и «слепых пятен» в самостоятельной работе слушателя с клиентом.
· Обратная связь от преподавателей-супервизоров с рекомендациями для устранения слушателем возможных затруднений.
Группы интервизииОбучение на программе включает в себя работу в группах интервизии для самостоятельной отработки практических умений и навыков, полученных в процессе обучения.
Участие в группах интервизии является обязательным сертификационным требованием.
Интервизорская группа — это группа профессиональной поддержки и роста. Это пространство для общения, обмена опытом.
КонференцияСпособствуют созданию и укреплению профессиональных связей и сетей для помощи слушателям в росте и развитии в рамках своей профессии.
Знакомство с результатами последних исследований в области клиент-центрированных расстановок, новыми взглядами и мнениями. Получение уникальных знаний, навыков и инсайтов.
ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИОзнакомиться с Положением об аттестации по программе «Семейное консультирование и клиент-центрированные расстановки» можно
здесь.
Групповая терапия в методе клиент-центрированных расстановок (дополнительный блок)Групповая терапия в методе и семейные расстановки для получения опыта клиента, заместителя и ассистирования в рекомендованных клиентских группах. (88 ак.ч.)Для углубления профессиональных компетенций слушателей в программу (в виде дополнительного блока) может быть включена групповая терапия в методе «Клиент-центрированных расстановок» которая предусматривает участие слушателей в качестве заместителей и ассистентов на клиентских группах преподавателей для получения личного опыта и практики работы с клиентами и личная терапия у сертифицированных личных терапевтов в методе.
Рекомендованные темы клиентских работ на учебных модулях и для интервизионных работ обучающихся по программе «Семейное консультирование и клиент-центрированные расстановки®».Обязательные темы:1.Я и моя родительская семья.
2.Я и родительская семья моей матери.
3.Я и родительская семья моего отца.
4.Я и моя нынешняя семья.
Рекомендованные темы:5.Я и мама.
6.Я и папа.
7.Я и мои братья и сестры (в том числе не рожденные)
8.Я и бабушка.
9.Я и дедушка.
10.Я и бабушка.
11.Я и дедушка.
12.Я и мои дяди.
13.Я и мои тети.
14.Я и члены рода с тяжелыми заболеваниями.
15.Я и умершие члены моего рода.
16.Я и тяжелые судьбы в роду.
17.Я и мои дети.
18.Я и мои предыдущие отношения.
19.Я и мои не рожденные дети.
Форма отчета для дневника клиента:Дата:
Терапевт:
Запрос, с которым пришел клиент на сессию:
Эмоциональное и телесное состояние у клиента, до личной терапии (расстановки):
Основная тема, с которой работали:
Какие важные динамики были обнаружены в расстановке:
Итог работы:
Эмоциональное и телесное состояния у клиента, после расстановки:
Есть ли домашнее задание от вашего личного терапевта:
Какие дополнительные темы выявила проведенная работа:
В дневнике нужно оставить место для возможных замечаний, комментариев, осознаваний, которые могут возникнуть позже.
Положение здесь
https://психология.su/iksr